Онлайн школа иностранных языков



Должен ли преподаватель быть психологом?

Если этот вопрос задать конкретно мне, то я отвечу так – обязательно должен.

В этой статье я объясню свое, возможно, слишком категоричное мнение, и я буду рада услышать встречные доводы, замечания и обсудить.

Преподаватели, как и любые другие специалисты, делятся на очень хороших, просто хороших, обычных, не очень хороших и т. д. По каким критериям мы судим о степени «хорошести» учителей, помимо общепринятых - квалификации или уровня владения языком?

Говорящий показатель для меня – это количество положительных отзывов. Одно дело, когда преподавателю оставили 5 хороших отзывов, а другое – когда 55. Угодить 10 студентам или 100 – огромная разница.

При этом невозможно получить много позитивных откликов, опираясь в работе только на свой высокий языковой уровень или хорошее владение методикой.

Никакие новые слова или тщательно составленный план урока с прекрасно подобранными материалами не избавит студента от фрустрации, если в день занятия он попал в аварию / расстался со партнером / потерял работу, а преподаватель даже не спросил, почему он такой грустный.

Отсутствие тонкого, ненавязчивого внимания к студенту, гибкости,  способности чувствовать настроение и эмоциональное состояние человека – еще одна часто встречающаяся ошибка преподавателей иностранных языков (об основных 5 ошибках мы писали в другом материале – ТОП-5 ошибок преподавателей иностранных языков).

Нет необходимости получать психологическое образование или проходить соответствующие курсы, чтобы быть хорошим отзывчивым педагогом. Достаточно владеть эмпатией (эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Источник – Википедия).

Иногда студенты приходят на урок не в настроении. В такой ситуации неправильно гнуть свою линию и давать заранее подготовленный материал. Лучше отступить от плана, проявить гибкость и чуткость, подстроиться под студента (индивидуальный подход в действии). Скорее всего первую часть или даже половину урока преподавателю придется играть роль психолога – спрашивать, поддерживать и подбадривать. Но ведь именно таким образом возможно вывести ученика из состояния «не стояния». И если горести и печали не так велики, высока вероятность того, что вторую часть урока вы проведете, как и планировали.

Если же вывести из грусти не удается, попробуйте пройтись по подходящей для таких случаев лексике. Как подбадривать? Какие фразы и выражения используются в таких-то и таких-то ситуациях? А вдруг вы знаете интересные традиции в конкретных странах? Получается, что вроде как вы отошли от плана, да все равно изучили новое.

Полезно заранее подготовить материал о том, как поддерживать или выражать сочувствие на языке для таких случаев, и иметь его под рукой. Рано или поздно пройти его все равно нужно, потому что для хорошего, качественного общения важно владеть подобной лексикой. 

Но проявлять гибкость и адекватно реагировать на эмоциональное состояние еще не все, для чего хороший преподаватель развивает в себе психолога.

Студенты разные. Дело не только в уровне языка, профессиях, образе жизни, возрасте и т. д. У одного речь льется рекой, а из другого и двух слов не вытянешь. Один не боится делать ошибки, а второй чуть в обморок от этого не падает. Чтобы занятия давали нужный результат, важно понимать, каким был предыдущий опыт изучения языка, так сказать, background.

Однажды к нам пришла заявка на пробный урок, в которой студентка так написала: «Боюсь говорить до обморока». Когда мы общались по телефону, она рассказала, что до этого получала только негативный опыт изучения английского  – преподаватели попадались жесткие, позволяли себе кричать на нее. Человек собирался с духом полгода прежде, чем отправить заявку.

Или другой случай. Мужчина сильно за 40, учил язык только в школе, способностей к языкам нет, слова запоминаются с трудом. Основные эмоции таких студентов – это страх и неуверенность в себе и своих силах.

Без чуткого и внимательного преподавателя, который урок за уроком помогает бороть страх и взращивать уверенность в них самих, не обойтись.

Поэтому, если мы говорим о просто преподавателях, которые не любят работать со «сложными» студентами, то тут быть психологом, наверно, и не обязательно. Если же мы говорим о «хороших преподавателях», готовых брать и такие «безнадежные» случаи, то тут без навыков психолога никак.

Такого мое мнение. С ним согласны преподаватели – методисты Shko-la.ru.

Всегда Ваши, Юлия, Анна и Shko-la.ru

А Вы что думаете?

Приглашаю к обсуждению в комментариях! 

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями!

А также, если Вам интересны наши материалы для преподавателей или анонсы вебинаров для преподавателей, то подписывайтесь на нашу рассылку!



  •  
  •    

 

 
Вы здесь: Home Методика Материалы Должен ли преподаватель быть психологом?